Офиц. издание Пермской епархии, выходившее в Перми с мая 1867 по апр. 1919 г.: в 1867-1885 гг.- еженедельно, в 1886-1901 гг.- 2 раза в месяц, с янв. 1902 по июль 1905 г.- 4 раза в месяц, с авг. 1905 по апр. 1917 г.- 3 раза в месяц, далее с неопределенной периодичностью; в 1917 г. вышло 34 номера, в янв.-июне 1918 г.- 17 номеров, в марте-апр. 1919 г.- 2 номера. Главной целью «П. е. в.», как это следует из статьи, составленной от имени редакции, было названо стремление «возбуждать, поддерживать и закреплять братскую духовную связь между местным епархиальным духовенством»; здесь должны были «сосредотачиваться все духовные интересы и вся бытовая жизнь епархии вообще и епархиального духовенства в частности» (Несколько слов о нашем издании // Пермские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. № 1. С. 1-5). По своему содержанию и типу издания «П. е. в.» существенно не отличались от др. современных им епархиальных ведомостей.
Офиц. и неофиц. отделы «П. е. в.» имели раздельную годовую пагинацию, за исключением номеров за 1892 и 1919 гг., когда журнал выходил без разделения на отделы; в 1903 г., в авг.-дек. 1904 г. и в февр.-дек. 1905 г. неофиц. отдел присутствовал только в нечетных, а в янв.-июле 1904 г.- только в четных номерах. Редакция «П. е. в.» располагалась в 1867-1880 (№ 4), 1890-1891 и 1901 гг. при Пермской ДС, в 1880 (№ 5) - 1889, 1899-1900 и в 1902-1904 гг. при Пермской духовной консистории, в 1892-1898 и 1905-1919 гг. при братстве св. Стефана, еп. Великопермского.
Редакторами офиц. и неофиц. отделов «П. е. в.» были ректоры ДС архим. Александр (Хованский; впоследствии епископ Сухумский) (1867-1868. № 36) и прот. И. Е. Лаговский (с марта 1874 архим. Иероним) (1868. № 37 - 1880. № 2 (?), также № 11-12 за 1867 за редактора; в 1870-1877 совместно с преподавателем ДС П. А. Поповым (в изд. не указан)), прот. А. М. Луканин (1880. № 4 - 1889. № 21). С нояб. 1889 по дек. 1891 г. официальный отдел «П. е. в.» редактировал секретарь консистории Н. П. Назукин (1889. № 23 - 1891. № 24), а неофиц. отдел - преподаватель ДС З. М. Благонравов (1890. № 1 - 1891. № 23 (?)). В 1892 г. редакторами «П. е. в.» были ректор ДС прот. К. М. Добронравов и секретарь совета братства св. Стефана К. И. Любимов, затем прот. К. Добронравов стал редактором неофиц. отдела (1893-1904. № 51), а Любимов - официального (1893-1894; также в 1894 офиц. отдел редактировали П. Булгаков и И. А. Виноградов). Затем редакторами офиц. отдела были секретарь консистории А. Я. Светлов (1895-1900), преподаватель ДС Н. Н. Новиков (1900-1901), секретари консистории В. Никитин (1901-1902), А. А. Вишницкий (1903-1906), В. А. Крылов (1906-1908) и П. В. Зеленов (1909. № 23 - 1918; № 23-31 исполняющий должность редактора); в отсутствие редакторов отдел подписывали чиновники консистории М. И. Капустин (1871), П. В. Удинцев (1894, 1895, 1897, 1902-1904, 1908-1909), Н. Меркурьев (1906), П. Ф. Эльбурт (1910) и А. Успенский (1912-1913). Неофиц. отдел с 1905 г. редактировал Любимов (1905-1913), затем Н. И. Колосов (1913-1918), в 1919 г. редактором «П. е. в.» был свящ. Василий Морозов. Также неофиц. отдел подписывали свящ. Иринарх Пьянков (1889), прот. Николай Диковский (1913), В. С. Верхоланцев (1915-1917).
В офиц. части помещались Высочайшие манифесты, рескрипты и грамоты, указы и определения Гос. совета и Сената, в основном относящиеся к Церкви, указы и определения Синода, прежде всего прямо или косвенно касающиеся Пермской епархии, распоряжения, циркуляры и циркулярные отношения епархиального начальства, постановления и журналы Пермской духовной консистории, общецерковные и епархиальные распоряжения по духовно-учебному ведомству, отчеты учреждений епархии и различные епархиальные известия (в т. ч. о штатных изменениях, архиерейских служениях и обозрениях епархии), разрядные списки учащихся в ДС, духовных уч-щах и жен. епархиальном уч-ще, расписания проповедей городского духовенства в соборе и т. п. Иногда помещались справочные материалы, напр. «Состав епархиального управления и духовно-учебных заведений Пермской епархии» (1867. № 1. Ч. офиц. С. 1-5), руководства по ведению церковно-краеведческой работы, напр. «Доклад… редактора «Пермских епархиальных ведомостей» архим. Иеронима и программа для собирания историко-археологических сведений о Пермской епархии» (1876. № 44. Ч. офиц. С. 495-505).
В неофиц. части «П. е. в.» не было опубликовано ни одной богословской статьи. Немногочисленные церковно-исторические публикации, тематически выходившие за пределы епархии, имели, как правило, миссионерское или к.-л. прикладное значение. В частности, публиковались миссионерские заметки пермского купца и краеведа Д. Д. Смышляева «На пути к Синаю (из путевых заметок 1865 г.)» (1877. № 42, 43, 48, 49; 1878. № 3, 5), «Воспоминания о Востоке» (1890. № 2-8, 15-17, 19; 1891) и его переводы с франц. языка книг С. Мунка «География Палестины» (1878. № 10, 13-21, 24-26, 28-34) и «Еврейские древности» (1878. № 50, 51; 1879. № 4-7, 14-16, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 37-40, 42-44, 46-52; 1880. № 1-3, 11-13), а также агиографический труд еп. Модеста (Стрельбицкого; впосл. архиепископ Волынский и Житомирский) «Житие и подвиги св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (1878. № 22, 23, 43, 47, 52; 1879. № 1) и соч. «К вопросу о богослужебном пении Православной Церкви» А. А. Кычигина (1891. № 20; 1892. № 2. С. 60-73; № 3. С. 98-104).
Значительную часть неофиц. раздела составляли местные церковно-исторические и краеведческие публикации, в т. ч. статьи и подборки документов по истории епархии: «Очерк истории Пермской епархии» Е. А. Будрина (1867. № 1, 2, 4, 7; 1868. № 18, 24, 26, 29, 44, 46; 1869. № 25, 32, 37-39), «Распространение и утверждение христианства в древней Пермии» соликамского прот. П. С. Киселёва (1868. № 6-11), «Материалы для истории Пермской епархии» Капустина (1870. № 30, 31, 33, 38, 41, 44, 45, 49; 1871. № 3, 8, 9, 21; 1872. № 21, 22, 26, 47; 1873. № 11-13), «Материалы для характеристики нравов духовенства и паствы Пермской епархии прошлого столетия, извлеченные из дел Тобольской и Вятской духовных консисторий 1700-х годов» (1876. № 32, 34, 37, 44, 45; 1877. № 1, 3, 6, 8, 14), «Мысли по поводу приближающегося столетия Пермской епархии» свящ. Я. В. Шестакова (1898. № 14. С. 274-277; № 15. С. 298-301), «Краткая историческая записка к 100-летнему юбилею Пермской епархии (1799 - 16 октября - 1899)» прот. Г. И. Остроумова (1899. № 21. С. 496-513) и др.
Истории Пермской ДС была посвящена отдельная серия статей, в т. ч. «Открытие Пермской семинарии и история ее до преобразования, бывшего в 1818 г.» прот. И. Е. Лаговского (1867. № 1, 2, 15-22, 29-31, 32, 34; 1868. № 17, 22, 33, 37, 38), «История Пермской семинарии после преобразования 1840 г. до позднейшего времени» прот. А. Луканина (1874. № 18, 19, 27, 33, 35, 37, 38, 41-49; 1875. № 2, 4, 6-9, 11-13, 17, 21, 23, 26-31, 33-35, 37, 38, 41; 1876. № 3, 6-8, 11, 12, 15-22, 24-27, 29-31, 33, 36, 38, 39, 41, 42, 51; 1877. № 19).
Из множества статей и заметок, посвященных местным святыням, примечательны описания мон-рей и церквей: «Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь» свящ. И. Ф. Словцова (1867. № 12-15, 21, 24, 25, 27, 28), «Очерки бедствий Далматовского монастыря с 1644 по 1742 г.» (1869. № 2. С. 17-28; № 4. С. 43-55; № 6. С. 67-80) и «Настоятели Далматовского монастыря» (1869. № 19. С. 253-256; № 26. С. 319-326; № 27. С. 327-331; № 28. С. 339-345) прот. Г. А. Плотникова, «Переведение Пыскорского ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря в г. Пермь» свящ. В. А. Удинцева (1869. № 3. С. 31-41), «Материалы для истории Пыскорского монастыря» свящ. П. В. Ярушина (1876. № 49. С. 572-576; № 52. С. 610-614), «Материалы для церковно-археологического описания прежних монастырей Пермской епархии» И. Токмакова (1882. № 26. С. 313-315; № 27. С. 320-327), «Путевые заметки паломника к святыням Пермской епархии» А. А. Воскресенского (1909. № 24, 25, 28, 30, 31), «Некоторые исторические сведения о градо-Пермском Петропавловском соборе и его причте» свящ. В. Удинцева (1868. № 7. С. 105-109; № 8. С. 125-128), «Екатеринбургский кафедральный Богоявленский собор» свящ. Ф. С. Зубарева (1869. № 8. С. 93-101; № 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. № 20. С. 263-270; № 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. № 24. С. 297-308).
Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. № 2/3. С. 32-37; № 7/8. С. 124-126; № 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. № 29. С. 502-510; № 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. № 41. С. 683-690; № 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. № 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. № 39. С. 387-394; № 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. № 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. № 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. № 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. № 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. № 6/7. С. 107-110).
В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. № 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. № 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. № 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.
С марта 1917 г. в «П. е. в.» публиковали отклики на революционные потрясения и многочисленные, порой противоречивые статьи на социальные темы (с № 12 за 1917 журнал выходил без цензуры). Редактор Колосов писал о ценности обретенной свободы («Бойтесь разбить драгоценный сосуд» (1917. № 13. С. 225-230)), о многообразии возможного гос. устройства («Христианство, формы государственного правления и социализм» (1917. № 16/17. С. 300-303; № 18/19. С. 339-355)) и в то же время опасался отделения Церкви от гос-ва («Преждевременная мысль» (1917. № 26/27. С. 399-405)). На эту же тему печатали заметки местных авторов (напр., «Взаимоотношения Церкви и государства» А. Рыбакова (1917. № 16/17. С. 303-306)) и перепечатывали статьи из других изданий («Религия и государство» прот. Павла Светлова (1917. № 28/29. С. 429-433)). Правящий еп. сщмч. Андроник (Никольский) в своих воззваниях не скрывал негативного отношения к состоянию гос. дел, Февральскую революцию именовал «государственным переворотом» («Архипастырское обращение» (1917. № 13. С. 217-221); см. также его призыв «К предстоящему Учредительному собранию» (1917. № 9. С. 160-164), «К духовенству Пермской епархии» (1918. № 3. С. 23-25), «Перед лицом психологии современной разрухи (обращение к духовенству и всем образованным русским людям)» (1918. № 4/5. С. 42-47)). Печатались также сатирические заметки и рассказы: «От буржуев житья не стало» Б. Ж. (1917. № 26/27. С. 420-422), «Разговор с бестолковым» Тэффи (1918. № 1/2. С. 18-21). Среди документов о церковной жизни - «Письма с Церковного Собора» ректора Астраханской ДС прот. Николая Летницкого (1917. № 30/32. С. 456-466), постановление патриарха и Синода № 65 от 15 февр. 1918 г. (1918. № 7/9. С. 76-80), сообщения об обысках в покоях и канцелярии еп. Андроника, о занятии здания ДС под военный отдел исполкома, а здания ДУ - под курсы военных инструкторов («Хроника» (1918. № 15/16. С. 145-147)), заметка памяти митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) «Ангел Самарской паствы» свящ. Иоанна Пьянкова (1918. № 15/17. С. 161-162). После освобождения Перми от большевиков в возобновленном издании «П. е. в.» были напечатаны «Послание архипастырей и членов Всероссийского Свящ. Собора епархий Сибирских и Приуралья всем членам Православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти» (1919. № 1. С. 4-7), репортаж о посещении Перми Верховным правителем А. В. Колчаком (№ 1. С. 10-13), «Список священно-церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Св. Церковь» (№ 1. С. 13-19).
В качестве приложений к «П. е. в.» издавались «Устав православных духовных академий» (1869), «Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству православного исповедания», составленный прот. А. Луканиным (1878-1881), отчеты о деятельности епархиального братства св. Стефана (1891-1916), отчеты церковноприходских школ и школ грамоты (1892-1916), «Краткий список лицам, служащим в духовно-учебных заведениях Пермской епархии» (1899, 1908), журналы съездов духовенства и церковных старост епархии (1908, 1909, 1912), «Из жизни Пермской епархии в 1913 г.» (1914), «Архипастырский призыв» и «Архипастырское настойчивое обращение» еп. сщмч. Андроника (Никольского) (1917, 1918), «Избрание на Всероссийской патриарший престол митрополита Московского Тихона (от частного корреспондента)» (1917), листки, ноты и др.
В июле-дек. 1926 г. «П. е. в.» издавало Пермское епархиальное управление обновленцев (№ 1-6; редакторы - правящие «архиереи», издатель - прот. А. А. Пастухов).